- Родины
-
РОДИ́НЫ — обряды, сопровождающие рождение ребенка. В широком смысле в род. обряды включаются и сами Р., и крестины, и очистительные обряды. В более узком смысле под Р. понимают только обряд, сопровождающий физич. роды, рождение ребенка, а крестины и размывание рук от них отделяют. В этой части обряда гл. лицом и в практическом, и в ритуальном отношении является повитуха; однако, если роды проходят благополучно, ее могут позвать после того, как физ. рождение ребенка уже произошло.
Беременность вообще старались скрыть от сглаза, особенно же скрывались близкие роды (то, что называется "на сносях"). Мотивировка такого утаивания: роды будут тем тяжелее, чем больше народу будет знать их точное время. Особенно скрывали беременность от девиц и старых дев, а женщины, имевшие детей, наоборот, могли помогать повитухе, если такая помощь допускалась локальной традицией и (или) требовалась по обстоятельствам. Считалось, что участие в такой помощи пожилых женщин, имеющих детей, положительно влияет на исход родов и на дальнейшую судьбу ребенка. Точно так же беременная еще до родов пыталась войти в тот или иной контакт с женщиной, у к-рой рождались мальчики (покумиться с ее семьей, надеть ее сорочку, посидеть на месте, где она сидела и т. п.).
Утаивание могло привести к тому, что роды начинались в поле, во время работы (существует белорусск. термин "житнички" — дети, рожденные во время жатвы); если женщина рожала не в первый раз, она могла и в обычном случае не сразу позвать повитуху; в этом же случае она сама зубами перегрызала пуповину и перевязывала ее своими волосами (повитуха добавляла к ним волосы отца и волокна льна, иногда перевязывала только льном, волокном женской особи конопли, суровой ниткой). Пуповину могли перерезать или перегрызть (последнее считалось средством против грыжи у ребенка); перерезали же пуповину обычно на предмете, знаменующем будущие занятия ребенка: мальчика — на топоре, девочку — на веретене или прялке. Роды, как правило, происходили в нежилом помещении: либо в бане, либо в клети, хлеву, чулане.
Этот обряд мотивирован не только представлением о нечистоте роженицы; он призван вывести ее хотя бы на символическое расстояние от дома, от стабильно организованного пространства (характерно, что эти же места связывают с невестой: обязательная баня накануне свадебного дня, первая ночь в клети или в хлеву, так что может получиться, что ребенок рождается там же, где он был зачат). Все эти помещения, особенно баня, являются "промежуточным", переходным местом между домашним, "своим" пространством и чужим враждебным миром; все они представляют собой закрытые помещения, но в них нет главного, что делает избу домом, — образов (баня вообще в гаданиях выступает как место общения с нечистой силой).
Основные обрядовые действия в Р. направлены на безопасность ребенка и обеспечение его будущего. Ребенка принимают в решето, в штаны отца и т. п., заворачивают непременно в старую рубаху отца, девочку — иногда в материнскую; под подушку роженицы кладут ножик, травы, свечки, окуривают ребенка дымом и т. п. По существу все приемы повитухи сводятся к уже упоминавшемуся перерезанию пуповины, "выманиванию" последа (места) — для этого чмокают губами, как будто подзывают животное или птицу, — и последующим действиям с ними. Послед и пуповину обычно зарывали (в противном случае роженица заболеет), иногда кусочек последа оставляли как средство для излечения бесплодия и других подобных целей. Иногда, закопав плаценту, это место засевали овсом или ячменем и, дав им вырасти на небольшую высоту, срезали и использовали как лекарство для ребенка. Особую роль играло омовение ребенка (часто — в бане, наговоренной водой) и роженицы.
Существенно усложнялась ситуация, если роды проходили трудно. В этом случае применялся целый ряд средств: с одной стороны, действия, совершаемые мужем роженицы и типологически сходные с кувадой, с другой — приемы, основанные на символике открывания, развязывания: развязывали узлы на одежде, раскрывали окна, двери, срывали или отворяли замки; в особо тяжелых случаях посылали просить священника открыть Царские врата в церкви. Др. приемы были предельно связаны именно с данной, конкр. ситуацией: заставляли дуть в бутылку, чтобы напрячь мускулы, ходить, переступать через мужа, лежащего на пороге (снова символика выхода), вызывали у роженицы рвоту и т. п.
Поскольку роженица, а также ее муж, повитуха, ребенок, помещение, где происходили роды, считались нечистыми, на роженицу налагался ряд запретов (нельзя месить квашню, трогать иконы, доить корову); все это, как и роды в бане, напоминает знакомую более архаичным культурам изоляцию рожениц, часто за пределами селения. По окончании родов о них оповещали деревню, иногда даже вывешивали рубашку роженицы.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.